Дошкольная педагогика пониманская скачать

на тему: «Дошкольная педагогика.
Как самостоятельная отрасль. Тема. Дошкольная педагогика как самостоятельная отрасль. План.

1. Сущность дошкольной педагогики. Предмет ее изучения. 2. Задачи современной педагогики дошкольного детства. 3. Источники развития дошкольной педагогики. Литература. 1. Дошкольная педагогика \\ под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – Москва, Просвещение, 1985 (глава 1, параграф 4).

2. Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика. – Киев, Академвидав, 2004 (глава 1, параграф 1.1). Дошкольная педагогика является одной из самостоятельных отраслей педагогической науки. Дошкольная педагогика – наука, изучающая вопросы воспитания детей от рождения до семи лет (до поступления малыша в школу). Эта наука разрабатывает содержание, методы, формы организации учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении и семье, программу этой работы. Дошкольная педагогика в нашей стране – уникальное достижение педагогической теории и практики. Она обеспечивает единство воспитательных воздействий на ребенка детского сада и семьи, преемственность в работе дошкольного учреждения и школы и подготовку детей к обучению в школе.

Первые годы жизни ребенка – очень важный период: именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития, прогнозируется личность ребенка. Дошкольная педагогика основывается на общих принципах педагогики, прочно опирается на них, с учетом особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Ее характеризуют гуманизм, вера в силы ребенка и возможности его всестороннего гармоничного развития. На основе учета возрастных и индивидуальных особенностей маленьких детей дошкольная педагогика разрабатывает условия, призванные обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, счастливое детство. Эта наука представляет собой сплав коллективной мысли ученых и передовой практики воспитания (семьи и дошкольных учреждений). Наши ученые направляют свои усилия на изучение всех сторон детского развития. Дошкольную педагогику характеризуют тесная связь с массовой практикой общественного воспитания в нашей стране.

Ее достижения способствуют постоянному совершенствованию работы детских дошкольных учреждений. Задачи дошкольной педагогики: - изучение вопросов дошкольного воспитания; - разработка программы воспитательно-образовательной работы в детском саду; - разработка методики (чему и как учить) воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении; - разработка вопросов семейного дошкольного воспитания; - изучение и распространение передового педагогического опыта дошкольного воспитания; - исследование современных проблем дошкольного образования и решение их. Педагогика, в том числе и дошкольная, росла и развивалась не сама по себе. Ее источниками были и являются: - идеи прогрессивной педагогики прошлого; - передовой педагогический опыт работы дошкольных учреждений и семей; - данные экспериментальных исследований. Народная педагогика – это система выработанных и принятых народом принципов, правил и форм поведения, которые передаются из поколения в поколение и усваиваются как определенные морально-духовные ценности. Большое значение в воспитании средствами народной педагогики имеют: - пословицы и поговорки. - заклички и приговоры.

Педагогическая ценность средств народной педагогики заключается в том, что им не присущи морализация и поучение, которых не выносят не только дети, но и взрослые; они всегда конкретны и в своем предметном проявлении как бы говорят: делай так, а не иначе. Идеи прогрессивной педагогики прошлого содержатся: - в архивных материалах; - в трудах выдающихся педагогов различных времен, оказавших заметное влияние на развитие педагогической теории и практики; - в официальных документах (законах, постановлениях, проектах и т.д.) по народному образованию в различных странах в разные исторические периоды; - в мемуарах и художественных произведениях, в которых рассказывается о школе или семейном воспитании. Передовой педагогический опыт работы дошкольных учреждений и семей также широко используется. Здесь имеется ввиду опыт работы как детских садов в целом, так и отдельных воспитателей, методистов, заведующих, а также семей. Он исследуется, обобщается и излагается в журналах и газетах на педагогические темы (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкильне виховання», «Истоки»; газета «Семья» и другие периодические издания), а также в брошюрах, книгах. Огромное значение для развития дошкольной педагогической науки имеют данные экспериментальных исследований.

Эксперимент – это метод научно-педагогического исследования, научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с детьми. Эксперимент бывает лабораторный и естественный, педагогический и психологический. Педагогический и психологический эксперименты тесно взаимосвязаны. Они ставятся с целью проверки научных предположений, апробирования новых программ и методик воспитания и обучения дошкольников. Если эти научные предположения, программы, методики нашли и получили подтверждение в ходе эксперимента, то они начинают активно внедряться в теорию и практику дошкольного воспитания. Эксперимент продвигает вперед педагогическую науку, а значит является источником ее развития и совершенствования.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 941 . Нарушение авторских прав.

Читатели выбирают: